Почти три века назад на холмис­той и овражистой местности. расположенной в двух верстах от Серпуховской дороги, зародилась село Покровское. С разных сторон его окружали два ручья и река Городня, а на самом высоком и живопис­ном месте в начале XVIII века была возведена деревянная церковь По­крова Пресвятой Богородицы. Когда она обветшала, на ее месте был пост­роен каменный храм. Это произошло в 1722 году, в конце царствования Петра Великого. К северо-западу от храма, у самой кромки оврага распо­ложилось сельское кладбище.

Шли годы, Покровское разрасталось, и к  1866 г. в нем насчитывалось уже 130 дворов и 1353 жителя.  Долгое время храм Покрова на Городне оставался единственным каменным строением в селе, к началу XX века весь комплекс церковного подворья представлял собой законченный архитектурный ансамбль. Жизнь шла своим чередом. Отшумел шквал революции, многое изменив в судьбе села Покровское, но храм по-прежнему оставался центром притяжения для жителей как самого села, так и окрестных деревень. Здесь, как и в старину, венчали, крестили детей, отпевали ушедших из жизни. Однако новая власть вовсю боролась с  пережитками прошлого, и в 1938 году храм был закрыт. Последнего священника, отца Сергия Кротова арестовали и на лошадях увезли в Царицыно. В опустевшем здании в разное время пытались разместить клуб, зернохранилище, мастерские. В послевоенные годы были разобраны два верхних яруса колокольни и снесена апсида главного алтаря. С утратой высотных объемов памятник архитектуры утратил связь с окружающей застройкой и свое былое значение. В 1968 году село Покровское вошло в черту г. Москвы, а в 1970 году новый жилой массив и промзона подошли к нему вплотную. Началось выселение и снос сельской застройки. В восьмидесятые годы здесь не осталось ни одного деревянного дома. Село Покровское пе­рестало существовать.

В эти годы в бывшем храме расположилась фабрика «Металлист». Никто не хотел тратить деньги на ремонт и реконструкцию, и здание постепенно приходило в упадок. Окончательно довершило его разрушение устроенное здесь гальваническое производство. Пары кислот и щелочей настолько разъели внутренние деревянные и металлические перекрытия, что здание начало разваливаться. Четыре года храм простоял разбитый, открытый всем ветрам и непогоде, которые неумолимо усиливали разрушения. Такая же участь постигла и кладбище при храме. Вся окрестная территория была превращена а огромную свалку, где по вечерам слышались пьяные крики да собачий лай.

Со слезами на глазах глядели окрестные жители на уничтоженный храм, на разоренное и оскверненное кладбище. Несколько раз они обращались к местным властям и в Патриархию с просьбой о восстановления святыни. Все понимающе качали головами и сокрушенно разводили руками — денег на реставрацию храма не было. Когда жители поняли, что надеяться не на кого, они решили восстановить церковь всем миром. Была создана церковно-приходская общи­на и разработан план первоочередных реставрационных работ. Однако не было человека, который бы смог возглавить это нелегкое святое дело. Церковная община обратилась в Московскую Патриархию с просьбой направить сюда священника. Долгое время пришлось подыскивать активного и делового пастыря. Наконец, выбор пал на отца Евгения Жиганова. Наверное, никогда не забыть отцу Евгению первой встречи с разрушенным храмом. Перед его глазами до сих пор стоят развалившаяся коло­кольня, выбитые окна, обрушившиеся стены, зияющий провалами купол, увенчанный гирляндами сорняка и деревьев. Но больше всего он был поражен, когда вошел внутрь, в помещения, уставленные проржавевшими насквозь баками и гальваническими ваннами. Что делать? Отказаться? Но, видно, так уж устроен русский человек, что не привык он отступать перед тяготами жизни. Он думал: «Ну, я откажусь, — но ведь все равно кто-то должен взяться за это трудное богоугодное дело». И он согласился.

В сентябре 1990 года члены церковного прихода вместе с жителями района принялись за расчистку тер­ритории. В начале вручную — на носилках, ведрами— они выносили разбитые кирпичи, камни и всякий мусор, освобождая основание храма. Но потом стало понятно, что так ничего не сделать и за несколько лет. «Христа ради» они стали просить ру­ководителей расположенных рядом организаций предоставить технику. Не сразу, но нашлись разумные и совестливые начальники, которые помогли. Бульдозером расчистили прилегающую к храму местность, потом стали освобождать его изнутри. Трудились все, не покладая рук, стараясь к престольному празднику выполнить хоть минимум работ по восстановлению святыни. И вот, 14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, прямо на улице, под злой свист осеннего ветра, уносящего последние багряные листья, состоялся первый молебен. Может быть, именно тогда у людей, увлеченных этим благим делом, появилась уверенность, что оно стронулось с мертвой точки. Все поверили, что храм будет восстановлен.

В соответствии с требованиями архитектурного надзора, в процессе восстановительных работ необходимо было сохранить первоначальный облик храма. Его стены были сложены из нескольких рядов красного кирпича без всякой штукатурки. Опытные специалисты высказывали мнение, что гораздо проще разобрать разрушающееся здание до основания, а затем сложить заново. Но, во-первых, на это не было денег, а во-вторых, это был бы уже совсем не тот храм. Поэтому ре­шено было восстановить стены, постепенно заменяя рассыпающиеся кирпичи. Вот тут-то и начались самые большие трудности. Когда вынимали разбитый кирпич, изнутри сыпались труха и плесень, и необходимо было следить, чтобы не рухнули перекрытия, Одновременно производилась расчистка внутри здания.

Первый, пожалуй, самый трудный этап восстановления храма отцу Евгению пришлось начинать с председателем приходского совета Татьяной Георгиевной Блохиной. Она проводила разъяснительную работу среди жителей окрестных домов, создавала бригады по расчистке, добывала необходимый инструмент. И вот, благодаря ее энергии, настойчивости, умению повести людей за собой, а 1991 году к Пасхе освятили первый придел, в храме началось богослужение, неугасимая лампада зажглась перед иконой Божьей Матери. Но вскоре Татьяна Георгиевна была вынуждена оставить эту деятельность.

Так уж случилось, что за год с небольшим у приходского совета сменилось два председателя. Наконец, судьба свела отца Евгения с Валентиной Алексеевной Милоховой, научным сотрудником одного из исследовательских институтов. Деловая, подвижная, умеющая находить контакт с людьми, она пришлась как нельзя кстати. За новую работу Валентина Алексеевна вначале принялась робко, как бы на ощупь, а потом поняла, что восстановление храма стало основной целью ее жизни. Она ушла из института, целиком посвятив себя возрождению святыни. Благодаря совместной работе двух подвижников дело приняло необходимый размах. Немало сделала и архитектор Наталья Лукашова. В многочисленных архивах она искала сведения, которые помогли бы восстановить интерьер и внешний облик храма. Не найдя таковых, она обратилась к истории церковной архитектуры и принялась расспрашивать местных жителей. Посетив различные исторические места, связанные с православными святынями, она постепенно смогла воссоздать облик разрушенного храма.

На скудные пожертвования прихожан, поступления из местного бюджета и от руководства Православной Церкви храм постепенно восстанавливался: пол покрыли гранитными плитами, купола засверкали позолотой, прилегающая территория приняла ухоженный вид. При деятельном участии настоятеля храма и приходского совета было восстановлено калориферное отопление для создания прихожанам максимальных удобств в холодное время. Но вместе с тем возникли и проблемы, которые не удалось решить до сих пор. Все еще не проложен стационарный электрический кабель, нет надежной телефонной связи, неизвестно, когда будет проложена канализация. Для наладки бесперебойной работы калорифера храму требуется опытный специалист.

И все же, несмотря на неизбежные трудности, выходя из разрухи и небытия, Божий храм постепенно преобразился, приобретя былую красоту и величие к радости окрестных жителей. Необыкновенно сказочным он кажется ранним осенним утром, когда солнце едва начинает подниматься над горизонтом, и его лучи ласкают позолоченные купола, играя алыми сполохами. Церковь Покрова на Городне привлекает к себе людей, для которых дорога к храму становится началом нового пути. Они идут сюда со своими бедами, сомнениями, нуждой. Во время церковных праздников здесь собирается много народу. Слушая горячую проповедь священника и внимая стройному пению церковного хора, верующие направляют свои молитвы к Богу. По окончании службы они подходят к отцу Евгению или к его помощнику отцу Андрею, чтобы поделиться самым сокровенным. И каждый знает, что встретит полное понимание, сочувствие, получит мудрый совет и выйдет из храма с просветленной душой. Недавно, 13 и 14 октября в храме прошли торжественные богослужения по случаю престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Но кроме праздников существуют и будни, которые настоятелю храма и приходскому совету хотелось бы наполнить высоким духовным содержанием. Несколько лет назад по их инициативе был разработан и утвержден проект Духовно-культурного центра, в рамках которого планируется открыть учебно-производственные мастерские на базе существующей при храме воскресной школы. Здесь дети смогут приобщиться к искусству народных промыслов, создавая своими ру­ками самобытные изделия из камня, металла, глины, дерева, ткани. Заботой и вниманием под сенью центра будут окружены и одинокие престарелые люди — на территории храма планируется строительство бога­дельни на 50 мест и благотворитель­ной столовой при ней на 75 мест. Однако, главная задача центра — создание условий для духовного общения всех тех, кто стремится найти в истоках православной веры путь к возрож­дению национальных традиций русского народа. И наверняка не только наши современники, но и потомки по достоинству оценят вклад а дело восстановления и приумножения нашего культурно-исторического наследия, который внесли все те, кто помогал возвращению святыни из небытия.

 Ю.Ефимов, житель района "Чертаново Южное"