В 1922 году протоиерей Сергий был
назначен настоятелем Никольской церкви в селе Царево Пушкинского района
Московской области, где прослужил до 1930 года. Это было тяжелое время
для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении,
которое было в те времена исповедниче-ством. Даже внешняя бытовая сторона
жизни была нелегка. Чтобы истопить, например, печь, нужно было искать
дрова, а их не было. Отец Сергий шел на реку Талицу, нырял в холодную
воду и вылавливал тяжелое мокрое бревно. И ныряя, бывало, говорил: "Благодать-то
какая!"
Прихожане любили пастыря за благочестие, за серьезное отношение к богослужению,
которое и всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную
молитву. Ко всем, и верующим и неверующим, отец Сергий относился ровно,
с христианской любовью и приветливостью встречая каждого приходящего
к нему. По мере своих небольших возможностей он старался помочь всем
нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. Кто не имел средств,
с тех отец Сергий денег за требы не брал.
Храм святителя Николая был одним из самых посещаемых в округе, здесь
всегда было много молящихся, что и послужило причиной возникновения
для отца Сергия неприятностей. Неподалеку в селе Нагорном служил священник
Николай Веселовский; он, преследуя свои цели, часто бывал у гостеприимного
отца Сергия, и в конце концов решил попытаться занять его место. Ему
удалось склонить на свою сторону двух певчих из Никольского храма и
выхлопотать себе назначение в этот храм. Однажды из окна своего дома
отец Сергий увидел сани, в которых рядом с купелью сидел отец Николай,
получивший назначение на его место .
В 1930 году отец Сергий был назначен в храм
Покрова Божией Матери в село Покровское Московской епархии
рядом с Царицыном, находящемся ныне в черте Москвы. Отец Сергий с семьей
жить остался в своем доме в селе Царево, и добираться до нового места
служения ему было крайне неудобно. Нужно было доехать по железной дороге
от Красноармейска до станции Софрино, от Софрино до Москвы, от Москвы
до станции Царицыно, а затем пешком до села Покровского. От Красноармейска
до станции Софрино в те годы ходил паровоз-"кукушка", к нему
прицеплялся небольшой состав, на котором возили хлопок для Красноармейской
текстильной фабрики. Состав состоял из маленьких голубых вагончиков
и таких же маленьких открытых платформ; на них перевозили пассажиров,
которые задолго до подхода "кукушки" старались занять себе
места. Отец Сергий вместе с другими ехал на такой открытой платформе,
нахлобучив изрядно изношенную шапку-ушанку, прижав к груди сплетенную
из камыша сумку.
Однажды на платформу вскочили лихие молодчики и остановились напротив
священника. Один из них, криво улыбнувшись, сказал: "Смотрите,
поп сидит". Все притихли. Отец Сергий только посмотрел на них,
но ничего не сказал, и они, смутившись его открытого, решительного взгляда,
отошли.
В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет. Одна из женщин,
знавшая его в то время, вспоминала о нем: "Мы знали о материальных
трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка
говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку,
висящую на стене. На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя
он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, он
никогда не просил денег, и если видел, что человеку трудно заплатить,
совершал требы бесплатно. Так мы и остались ему должны за крестины,
венчания и отпевания".
В конце 1937 года власти приняли решение храм закрыть. Один из жителей
села по распоряжению сельсовета стал собирать подписи под заявлением
о закрытии храма, но ему не удалось собрать много подписей. Вскоре после
этого, в конце февраля 1938 года, отца Сергия вызвали в НКВД, где предупредили
о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное
положение представляется в данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение
о грозящем ему аресте, отец Сергий не оставил служения в храме. "Что
же, - сказал он своим домашним, -прихожане придут молиться, а я окажусь
дезертиром, предавшим Бога и паству".
2 марта 1938 года, отслужив литургию, отец Сергий
вышел из храма; на улице его ждал извозчик, который отвез священника
в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму.
- Следствие располагает данными, что вы вместе с офицерством выступали
против красных? - спросил следователь.
- Во время восстания генералов наш полк из Бессарабии был двинут против
красных войск под Петроград. Я был за генералов, но солдаты скоро обольшевизировались
и против красных не пошли. Полк расформировали, и я уехал в Воронежскую
губернию, - ответил отец Сергий.
- Следствие располагает данными, что вы активно вели среди населения
контрреволюционную деятельность.
- Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе. В религиозной
вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь, и поэтому
я - противник партии и правительства и тех мероприятий, которые они
проводят. Открыто контрреволюции среди населения я не вел, но недовольство
свое советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил
о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой
политики я не касался.
- В какой вы церкви служили?
- Я служил в Покровской церкви в селе Покровском, а живу в Пушкинском
районе. Налогами я не облагался, декларации в Райфо не подавал, за что
был оштрафован. Штраф с меня был взят в Пушкинском Райфо. В Покровском
храме я служил нелегально, так как не был зарегистрирован в Райфо. Так
как я здесь не жил, то и предложил зарегистрироваться по месту жительства.
14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия
к расстрелу. Протоиерей Сергий Кротков был расстрелян 1 июля
1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне
Бутово под Москвой.
И сточники:
ГАРФ.Ф. 10035, д. П-78018.
Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 5. Тверь, 2001.