Икона

Икона (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней". В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.
Требник - богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый требник не содержит последования пострига).
Икона, это чудесный дар Божий. Через икону Господь посылает нам ту благодатную силу, которой всяческое добро умножается, а зло пресекается, исправляется и направляется к добрым последствиям. Поэтому так необходима икона в Храме, в доме, на месте трудовой деятельности и служения человека. В нашей истории благодатная сила, явленная через икону, неоднократно побеждала зло, насилие, колдовство и ворожбу. А человек , который со святым образом (иконой) вставал на борьбу со злом, насилием и колдовскими наветами всегда выходил победителем. Многие иконы названы чудотворными. Это потому, что благодать, исходящая от них спасает не одного, а многих с верою к ним прибегающих: семьи, группы людей, общества, целые народы и государства. Прибегать к помощи святых икон благочестивая и спасительная традиция.

О почитании святых икон: отвергать почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь ("Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им")— неправильно. Икона, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово.
Молясь перед иконой, православные люди воздают честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен. Человек так устроен, что его зрение, слух и другие чувства имеют огромное влияние на его мысли и духовное настроение. Гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда видишь перед собой Его пречистый лик, или крест, нежели когда перед тобой пустая стена или что-либо отвлекающее твою мысль от молитвы.
Не противоречит второй заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые — наши старшие братья. Бог у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Ведь Сам Господь повелел: “Молитесь друг за друга.” Как мы знаем из Евангелий, Господь часто по молитве одних, помогал тем, за которых они молились. Надо понять, что человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви — в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Мы, верующие на земле и святые на небе составляем одну духовную семью.
Поучительно то, что Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить золотых херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: “Сделай их на обоих концах крышки… Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов.” Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии (Исх. 25:18-22 и 26:1-37).В храме Соломона находились скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (3 Цар. 6:27-29; Парал. 3:7-14). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (2 Парал. 3:10). Когда храм был готов “слава Господня (в виде облака) наполнила храм” (3 Цар. 8:11). Изображения херувимов были угодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся.
Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течение большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди еще не были искуплены и оправданы (Рим. 3:9, 25; Мт. 11:11) .По преданию, Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика эдесскому князю Авгарю, названное позже “Нерукотворным” образом. Помолившись перед образом Христовым Авгарь исцелился от своей болезни.
Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем отечестве — России. С этих изображений Спасителя и Девы Марии христиане потом делали копии, многие из которых Господь прославил чудесами. Так возникли чудотворные иконы.

ОБРАЗЫ СПАСИТЕЛЯ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Мы именуем себя христианами. Поэтому образы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии.
Все иконные изображения Христа Спасителя являются свидетельством Боговоплощения, явления в мир Сына Божия во плоти. Это земное воплощение святости стало напоминанием и призывом человеку следовать собственной предназначенности к обожению. Все религиозное искусство вообще есть не что иное, как запечатленное в особой форме это напоминание и этот призыв.
Не случайно первой собственно иконой, то есть первым (в прямом смысле) запечатленным образом стало нерукотворное изображение Христа, отпечаток Его лика на полотне - так называемый образ Спаса Нерукотворного.
Имеются и иные типы иконной передачи образа Сына Божия.
Самый распространенный - Христос Пантократор (Вседержитель).
Сын Божий также нередко изображается, как известно, в виде Младенца - прежде всего на богородичных иконах. Кроме того, образ Спасителя присутствует и на большинстве праздничных икон, каждая из которых имеет свой сюжет и композиционные особенности.
Не может обойтись христианин и без иконы Богородицы “ теплой заступницы мира холодного”. Как с младенческих лет каждый привыкает обращаться к родной матери за помощью и поддержкой, так и до смертного часа человек может молитвенно прибегать к заступничеству нашей Матери всеобщей.
Изображение Приснодевы имеют уже более тысячи вариантов, но все они восходят к нескольким образцам, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Первым нужно назвать тот тип изображения Богоматери, который именуется Умиление. К иконам Умиление относятся такие распространенные иконы, как Донская, Федоровская, Жировицкая, Почаевская, Толгская и многие другие. Иконография этого типа основана на изображении Божией Матери и Богомладенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. В этой композиции символизируется любовь Бога и человечества, олицетворенного Приснодевой. Выделяется же среди всех - величайшая святыня Русской земли - чудотворная икона Богородицы, именуемая Владимирской. По преданию, Сама Божия Матерь при виде только что созданного духовного Ее изображения сказала: “ Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет”.
Другой иконографический тип - Богоматерь Одигитрия, Путеводительница. Неверно было бы понимать это обозначение как покровительство в каком-то пути -путешествии. Здесь имеется в виду жизненный путь человека ко спасению. К иконам этого типа относятся - Смоленская, Иверская, Тихвинская, Троеручица, Споручница грешных и др. , к нему же близка и Казанская икона.
Все они символизируют небесное водительство человека по пути его жизни.
Богородица на иконах этого типа держит Младенца Христа на одной руке, указывая на Него другою - как на Путь которым человек должен следовать в своей жизни. В основе такого понимания иконы - слова Спасителя “ Аз есмь путь…”
На иконах типа Знамение, Богородица изображается с воздетыми руками - в молении за род человеческий. На уровне Ее груди располагается круг- медальон, в котором помещен Превечный Младенец.
Многие иконы, которые трудно объединить в одном типе (настолько они различны между собой) принято называть акафистными. Таковы иконы «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость» «Неопалимая купина», «О Тебе радуется…», «Умягчение злых сердец», «Неупиваемая чаша», «Боголюбская» и др. Каждая из них раскрывает какую-то из особенностей Божией Матери, о которых говорится в акафистах, Ей посвященных.
В различных случаях жизни церковные практики рекомендуют молиться перед некоторыми конкретными иконами. Так, молитва перед иконою «Неупиваемая чаша» помогает от страсти хмельного дурмана и наркотической зависимости; к образу Божией Матери Всецарица обращаются при онкологических заболеваниях; в скорбях молящиеся припадают к иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость»; Федоровская икона, восходящая, по преданию, к евангелисту Луке, становится прибежищем к молитве для будущих матерей; иконы Владимирская, Казанская, Знамение - хранят в себе помять об избавлении от нашествий иноплеменников; икона Богородицы «Прибавление ума», кажется не требует особого пояснения; праздничная икона Покрова Пресвятой Богородицы знаменует собою «надежду ненадежных», к ней всегда прибегают ищущие святого покровительства Небесной Заступницы. Но можно утверждать, что во всех тяготах жизни, как и во всех радостях ее, обращение к любой иконе - равно благодатно.
В православной практике получило широкое распространение благословлять молодоженов образами Спасителя и Пресвятой Богородицы и вручать им венчальные иконы. С этими иконами молодые начинают свою семейную жизнь, у этих образов с надеждой возносят молитвы во всех бедах и напастях, подстерегающих их на жизненном пути и с благодарностью в радости, в счастливые моменты жизни.


ОБРАЗЫ СВЯТЫХ
Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого.
Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении.
Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности.
Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
ИКОНЫ ПОКРОВИТЕЛЕЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОМОЩНИКОВ В РАЗНЫХ ЖИТЕЙСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Православного человека икона сопровождает везде, в том числе на рабочем месте. И нет ничего удивительного, когда приходит удача после молитвы перед иконой святого - покровителя вашей трудовой деятельности.
Святые принимают непосредственное участие в повседневных делах людей: они защищают, исцеляют и оберегают нас, помогают, учат и вразумляют. Об этом имеются много свидетельств. Характер служения Господу в мире ином является продолжением земного поприща святого. Так, врач и целитель великомученик Пантелеимон продолжает оставаться целителем и после своей мученической кончины. Святитель Николай, будучи на земле, отличался необычной отзывчивостью на нужды всех скорбящих, путешествующих, торгующих и т.д. Таким же его образ остается и при служении в Царствии Небесном. Святой Георгий Победоносец помогает в ратном деле; в строительном - преподобные зодчие Печерские; мученик Иоанн Новый, святитель Василий Великий и апостол Павел - в разного рода производственной деятельности.
В наше время большое распространение получили разного рода колдуны, ворожеи, прочие экстрасенсы, потребность защититься от них ныне обретает особую остроту. Священномученик Киприан, до обращения ко Христу бывший чародеем, поможет молитвами от бессовских чар. Можно просить о помощи и мученицу Иустинию, при жизни своей молитвами спасшую от злокозненного волшебства.
Отправляясь в путешествие, также необходимо взять с собой святой образ (икону). Выбор предоставлен собственной воле каждого, но из практических соображений предпочтение отдается обычно небольшим по размеру образам. Это относится прежде всего к тем иконам, которые, по вновь складывающей традиции, помещаются в автомашинах.
Наше обращение к святым-помощникам в разных нуждах никогда не бывает напрасным. Они своими молитвами умилостивляют Бога к нашим грехам, оказывают помощь в труде, скорбях, болезнях и печалях, материальных и духовных нуждах, помогают противостоять наветам, колдовству и ворожбе.
Для успеха ходатайства святых за нас перед Богом необходимо искреннее раскаяние в грехах и молитва перед иконой святого, которому Господь даровал благодать помощи. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.20.22).


ХРАМОВАЯ ИКОНА
Храм - главное вместилище иконы, и нет числа тем, кто приходил к святым образам со своими скорбями, радостью и мольбами. В Храме главные иконы находятся в иконостасе. В алтаре находятся алтарные, запрестольные образа. Перед ними служат и их же носят во время Крестного хода. Перед алтарем “на поклон” ставятся иконы очередных праздников. Они лежат на аналое посреди Храма. Перед иконой всегда горит много свечей и входящий в Храм прикладывается прежде всего к этому образу. Есть настенные, настольные и пристольные, которые ставят у северной и южной стен. Живописные образа украшаются окладами (ризами), басмой, цатами и драгоценными каменьями. Оклады бывают серебрянными, посеребренными, позолоченными, золотыми. Бывают “шитыми” золотым и серебрянным шитьем с жемчугом, украшаются иконы шитыми пеленами. Украшаются не только иконы, но и киоты (рамы) к ним. Киоты бывают из ценных пород деревьев, мраморные, из драгоценных металлов с резьбой, позолотой, украшенные драгоценными каменьями.
Самые почитаемые и благоукрашенные иконы находятся в Храме и через них, по милости Божией, изливается благодать, которую получают тысячи паломников, приходящих молиться в Храм.


ПРАЗДНИЧНАЯ
Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.


ИКОНОСТАСЫ (алтарные - запрестольные иконы)
Особую группу храмовых икон составляют алтарные, запрестольные образа, перед которыми служат в храме, и их же носят в крестных ходах. Жизненность древних традиций сохранилась до наших дней. В современном церковном обиходе, как и в древней Руси, такие выносные иконы являются двусторонними, нижняя рукоять предназначена для ношения в крестных ходах На одной из сторон запрестольной иконы обычно изображен образ Спаса или Богоматери, чаще в иконографическом изводе Знамение, Одигитрии или Умиления, на обороте - образ святого, которому посвящен храм. В крестных ходах запрестольную икону несут впереди вместе с крестом.
Перед алтарем, "на поклон", прежде и теперь ставятся иконы очередных праздников. Их помещают на аналой посередине церкви. Перед украшенной цветами иконой всегда горит много свечей и, входящий в храм прикладывается прежде всего к этому образу.
Служба и убранство православного храма славится своей красотой. Недаром при выборе веры посланцы св. князя Владимира, описывая церковь в Константинополе, говорили, что "не знаем, на небе ли были мы, или на земле, ибо нет на земле... такой красоты. ...Там Бог с человеком пребывает".
В украшении святых икон всегда проявлялось благочестие христиан. Живописный образ украшали окладами (ризами), басмой, отдельно заказывали нимбы, цаты с драгоценными камными. Оклады могли быть не только серебряными, посеребренными, позолоченными, латунными, но даже золотыми и просто из фольги. Оклады бывали и "шитыми" золотым и серебряным шитьем с речным жемчугом. Украшали иконы шитыми пеленами, которые подвешивали под нижний край икон и они спускались до пола. Пелены, равные ширине икон часто повторяли не только живописный оригинал, но и отображали в шитье оклад с растительным орнаментом, по краю обычно вышивали молитвенные надписи.
Украшали не только иконы, но и рамы к ним. Деревянные киоты - рамы могли быть резными и расписными. На некоторых из них писали небольшие яконы (клейма), изображающие события из жизни святого. Киоты для храм часто делали из мрамора, драгоценных металлов с позолоченной резьбой драгоценными камнями.
Традиция приносить иконы в дар храму существовала издавна» Дар ли иконы "во Славу Божию" и "на помин души". За дарителей постоянно молились, их записывали в синодик и на каждой службе пока существовал приход поминали как "благоукрасителей". Не случайно, самые почитаемые благоукрашенные иконы находятся в храме, и через них, по милости Божией, во все века изливается благодать, которую получают тысячи паломников, приходящих молиться в храм.


СЕМЕЙНАЯ, РОДОВАЯ И МЕРНАЯ ИКОНА

СЕМЕЙНАЯ. В русской иконографии бытует особая традиция - написание семейных икон. На этой иконе в центре пишется образ Cпасителя, Божией Матери или почитаемого святого, а рядом в клеймах - святых тезоименитых всем членам семьи. Другой тип семейной иконы собор избранных святых, тезоименитых членам семьи с благословляющим Спасителем на воздусях.
Такая иконография помогает реализовать феномен соборной молитвы, то есть молитвы вместе, усиленной, когда каждый просит не только себя, а за всю семью и вся семья соборно молится: родители о своих детях, дети о родителях. Именно такая семейная молитва собором дает надежду на преодоление всех семейных споров, недомоганий, неурядиц, формирует благоприятный климат для доверия, взаимопонимания, терпения и любви.
РОДОВАЯ. Традиционно, в каждом русском доме хранилась родовая икона, ее хранили и передавали из поколения в поколение, перед ней молились, прося Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых о защите своих родичей и потомков от злых сил, наветов, болезней и невзгод. В жизни часто случается, что дети грешных родителей несут на себе наказания и расплачиваются своим здоровьем за их грехи. Каждое последующее поколение таких детей “вбирает” в себя все новые и новые грехи рода, порождает так называемые “роковые судьбы”, хотя дело не в фатальности, а в наследственном грехе. Подобный грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невинные.
Поэтому важное средство для преодоления невзгод - горячая молитва перед родовой иконой. Только молитвенным усилием родных порочная цепь невзгод может прерваться. Так было в истории нашего отечества Например, родовой святыней семьи Романовых была икона Спаса Нерукотворного, написанная в 1676 году в дар Алексею Михайловичу иконописцем Симоном Ушаковым. Со временем икона перешла к Петру I, он очень дорожил родовой святыней и часто брал ее с собой. Образ уберег Петра под Полтавой от вражеских пуль, с ним совершался молебен при основании Петербурга, его ставили у изголовья заболевшего монарха. Петр просил, чтобы именно эта родовая икона находилась при его погребении. Точный список Нерукотворного Спаса сопутствовал Александру III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г. Император с семьей оказались невредимыми в разрушенном вагоне. Чудом уцелела, и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.
Известны случаи, когда родовые икон становились общерусскими святынями и почитаемыми верующими больших областей. Таковы иконы Божией Матери Касперовской, Калужской, Боголюбской, Святителя Николая из сибирского села Ипатово и многие другие.
Много бед пережила многострадальная Россия, перестали существовать многие русские фамилии, но Божией волей сохранились те из них, где из поколения в поколение накапливались и передавались духовные традиции, где была сильна молитва и теплилась лампада перед иконой.
МЕРНАЯ. По русской традиции каждому православному необходимо иметь икону того святого, имя которого он получил во святом крещении. В таинстве крещения нам не только даруется высокое звание христианина, но и свое, каждому принадлежащее, святое имя. Каждый из нас в святом крещении наречен в честь того или другого праведника, святителя или преподобного, мученика или мученицы, или просто святого раба Божия. Через имя угодника Божия мы сразу входим в общение со святыми. Ведь каждый праведник предстоит у престола Божия и является членом небесной, светоносной, торжествующей на небе Церкви Христовой.
Иконография именных икон весьма разнообразна. Именная икона чаще всего изображает полуфигуру или ростовую фигуру святого. Изображение святого может также дополняться сценами, повествующими о его жизненном пути и чудесах. Примечательна традиция изображения фигуры святого на доске, соответствующей росту новорожденного. Такая икона получила название родимой или "мерной". «Первым самым неотменным делом при рождении ребенка была особенная забота смерить долготу его роста и широту его объема, дабы по этой мере написать икону Ангела новорожденного, «меру рождения дитяти». Такие иконы…. Обыкновенно поручали писать самым искусным иконописцам» (И. Забелин. Домашний быт русских царей в ХVI и ХVII вв. ч. II, М., 1869, стр. 51 ). Обычно на «мерной» иконе изображался святой, имя которого давалось младенцу при св. крещении. Эта икона хранилась затем всю жизнь в доме, как великая святыня, как благословение от крестного отца и родителей.
Великий дар Божий - иметь в лице святых, имена которых мы носим, могучих и любвеобильных небесных покровителей.
С высоты неба им виден весь наш жизненный путь со всеми его искушениями, опасностями и испытаниями, каких мы по своей духовной слепоте не замечаем.
Поэтому каждый христианин должен иметь молитвенное общение со своим тезоименитым святым, с дерзновением и надеждой испрашивать себе его помощи и благословения.
Каждый знает, как много тревог и забот и слез бывает у нас на земном поприще. Но мы должны быть благодарны нашему Господу за то, что в молитве у иконы своего святого мы всегда можем найти для себя заботливую руку, встретить любящее, жалеющее нас сердце, готовое согреть и обнять нас своей заботой.


Домашний иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.
Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.
Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.
Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.
Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.
В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.


РАСПОЛОЖЕНИЕ ИКОН В ДОМЕ
Дом христианина традиционно называется домашней церковью и освящен святыми иконами. Так было в боярских палатах, царских дворцах и крестьянских избах. На молитву как раньше, так и сейчас, мы встаем лицом на восток, откуда поднимается солнце и ожидается второе пришествие Христово. Поэтому красный угол, где располагают иконы должен находиться в восточном или юго-восточном углу. Если же дом стоит иначе, то иконы располагаются с ориентиром на ближайшую церковь. В современных городских условиях иконы могут располагаться на стене, но сориентированы должны быть также или на восток, или на ближайшую церковь.
К домашним иконам православный обращается не один раз в день. Здесь испрашивается Божие благословение и помощь на каждое, вновь начинаемое дело, перед дорогой (уходом из дома), приходе домой, при принятии каких-либо решений. Здесь душа христианина черпает духовную силу. Поэтому недопустимо относиться к месту расположения икон пренебрежительно и легкомысленно. Иконы должны быть обязательно в киотах. Киоты изготавливаются из благородных пород дерева. Они могут быть резные и золоченные. Благочестивые христиане устраивают киоты на 2, 3 и более икон. В народе их называют домашними иконостасами.
В современной суетной жизни не все часто могут посещать Храм. Верующий же человек нуждается в ежедневной молитве, которая постоянно творится в Церкви и, если в доме есть иконы, то через них в дом изливается благодать, поскольку каждый православный является неотъемлемой частью Церкви. Нужно помнить, однако, что при подлинной глубокой молитве человек получает помощь от любого святого, к которому расположена душа молящегося.
Поскольку в доме невозможно иметь набор всех икон на все случаи жизни, необходимо слушаться своего сердца и выбирать для себя те святые образы, в каких ощущает особую потребность наша душа. Даже одна икона освящает и делает всякое жилище домашним Храмом.
Где располагать иконы в доме?
В свободном и доступном месте.
Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8).
Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4, 36).
И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1).
...ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).
Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.
Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.
Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.
Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.
Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
...воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.
Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамлят полотенцами.
Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.
Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.
День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотконные полотна и полотенца.
Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.
После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.
В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.
Не должно быть между иконами картин или репродукций картин. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.
Как разместить иконы, в какой последовательности?

Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничится лишь некоторыми основными правилами.
Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.


Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.
Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице по зади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.
Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.
Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.
Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

В чем разница между православной иконой и картиной?


Картина представляет собой художественный образ, созданной творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.
Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.
Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.
Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.
Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть далее человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.
Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.
Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.
В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержаться необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.
А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.
Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине.

По материалам сайтов:
http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2225.htm
http://www.lick.ru/icons.htm
http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikona_i_pravoclavie.htm
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/zapovedi.htm

http://voshram.ru/?from=