Священномученик Николай Виноградов

Память 14 ноября (27 ноября по н. ст.), в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.

Виноградов Николай Иванович (1876-1937), протоиерей, священномученик.Родился 21 апреля 1876 года в городе Дмитрове Московской губернии в семье диакона Иоанна Виноградова.

По окончании в 1899 году Вифанской Семинарии был оставлен в ней надзирателем и одновременно был учителем образцовой школы при Семинарии. Женился на Екатерине Павловне Соколовой и был рукоположен в сан священника. О. Николай имел трёх дочерей – Галину, Ангелину и Ирину, а также сына, Сергея.

В 1901 году стал служить в с. Покровское на Городне Московского уезда, Московской губернии.

Протоиерей Николай Виноградов. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год
Протоиерей Николай Виноградов. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год

В 1907 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия.

По окончании академии стал служить инспектором в Костромском Епархиальном училище.

8 декабря 1912 года стал законоучителем в Московском Александровском институте благородных девиц.

В 1914 г. представил магистерскую диссертацию на тему “Книга пророка Аггея”, и был утверждён в степени магистра богословия Св.Синодом. 28.05.1915 г., за диссертацию был награждён академической премией епископа Курского Михаила. Был автором нескольких статей и брошюр. В институте работал до его закрытия после начала революции в 1918 году.

7 января 1918 года награждён наперсным крестом от Св. Синода.

В 1918 году был настоятелем Никольской церкви в Пупышах.

Священник Николай Виноградов
Священник Николай Виноградов с супругой Екатериной Павловной

Затем стал священником Благовещенской церкви на Тверской и одновременно служил в Петропавловской церкви при Мариинской больнице. В 1920 году был возведён в сан протоиерея.

В 1924 году митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1 отдела Замоскворецкого сорока, а с 8 сентября 1927 года он был назначен благочинным и 3 отдела того же сорока. В том же году награждён митрой.

В 1920-х годах о.Николай дал подписку о сотрудничестве, но исполнить, что от него требовало ОГПУ, из нравственных соображений не смог. В 1929 году стал настоятелем храма свв. Флора и Лавра на Зацепе.

1 января 1933 года он был арестован вместе с другими членами причта и некоторыми из членов церковной двадцатки и заключён в Бутырскую тюрьму.

 

На следующий день после ареста следователь допросил священника. Отвечая на вопросы следователя, он сказал, что действительно рассказывал анекдот о 15-летии Октябрьской революции, — это был случай, который он увидел на улице. Он сказал также, что рассказывал и другие анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина». Что касается «произнесённых мною проповедей за церковными службами, то они антисоветского характера и критики существующего строя не носили».

19 февраля следствие было закончено. Священники обвинялись в том, что «являлись участниками контрреволюционной группировки церковников при церкви так называемых Флора и Лавра. Основное содержание контрреволюционной деятельности обвиняемых заключалось в систематической антисоветской агитации пораженческого и антиколхозного характера и в устройстве нелегальных антисоветских собраний по квартирам участников группировки».

15 марта 1933 года осуждён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по групповому делу – “дело священников церкви свв.Флора и Лавра на Зацепе Виноградова Н.И., Розанова Д.И. и др. Москва. 1933г.” По статье 58-10 УК РСФСР приговорён на 3 года ссылки в Северный край, которую он отбывал в городе Каргополе Архангельской области.

2 января 1936 года был освобождён и 21 января направлен служить в Вознесенский храм в селе Теряева Слобода Волоколамского р-на Московской области.

26 октября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключён в тюрьму в Волоколамске. Его обвинили в том, что он благословил прихожанина Вознесенского храма Гавриила Безфамильного продать помянники для записи имён живых и почивших. Его также обвинили в том, что он, придя в сельсовет, в присутствии секретаря сельсовета говорил о конституции, о выборах в Верховный Совет и о религии. На следствии протоиерей Николай ответил, что если он и говорил на эту тему, то только в том духе и смысле, который следует из документов заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия и который нашёл своё выражение в молитве о властях предержащих на великой ектении, когда Церковь молится «О державе Российской и о властех ее», и на сугубой ектении «О державе Российской и о властех ее, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». А также “устроил вместе с диаконом Смирновым Крестный ход в августе 1937 г. без разрешения местных властей: прошли с иконами мимо больницы, школы и др. советских учреждений”.

— Вы, проживая в Теряевой Слободе, вели среди населения антисоветские и контрреволюционные разговоры. Дайте ваши показания: где и какие именно?
— Никаких антисоветских и контрреволюционных разговоров я нигде не вёл.
— Вам зачитывается ряд свидетельских показаний о том, что вы вели антисоветские разговоры. Подтверждаете вы это?
— Зачитанные мне свидетельские показания я отрицаю, за исключением того, что мы совершили крестный ход в церковной ограде без разрешения сельсовета.
Отец Николай признал, что говорил, что в новой ситуации, когда Церковь отделена от государства, церковнослужители могут свободно проводить распространение церковной литературы с тем, чтобы приобщить верующих к Церкви, но виновность в антисоветской агитации отверг.

23 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила протоиерея Николая по ст.58-10 УК РСФСР за “контрреволюционную агитацию” к расстрелу, по групповому делу “прот. Николая Виноградова и прот. Димитрия Лебедева, диакона Петра Смирнова и Гавриила Безфамильного. 1937 г.”

27 ноября 1937 года протоиерей Николай Виноградов был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 года протоиерей Николай Виноградов причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

 

Труды

“К вопросу о сущности жизни”// Харьков. – 1913.
“Основания для признания Бога существом личным”// Харьков. – 1913.

Ссылки

http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans – БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института